Как пандемия изменила рынок? Как продюсеры относятся к тому, что снимают? При помощи чего можно выбраться из цифрового одиночества? Нужно ли игрокам киноиндустрии быть социально ответственными? Почему сериал «Чикатило» – это развлечение, а «Чики» – нет?
Эти и другие вопросы обсудили в ходе open-talk «Кино после пандемии. Развитие индустрии в цифровую эпоху». Встреча прошла 22 апреля в рамках
бизнес-площадки 43-го ММКФ и деловой программы
Московского молодежного кинофорума.
Участники –
Дмитрий Табарчук (генеральный продюсер Art Pictures Vision), Наталия Клибанова (главный продюсер «Амедиа Продакшн»),
Антон Калинкин (учредитель веб-кинотеатра CHILL и Ассоциации производителей web-контента).
Модератором мероприятия выступил Никита Тихонов Рау – продюсер, генеральный директор Лаборатории социального кино «Третий сектор».
По словам Дмитрия Табарчука, в период карантина кинематографисты интенсивно работали над производством сценариев, а после снятия ограничительных мер все начали лихорадочно снимать. Это привело к повышению гонораров актеров, которые оказались занятыми в нескольких проектах одновременно и порой были вынуждены отказываться от участия, поэтому продюсеры в поисках замены открывали новые имена. Таким образом, на отечественном небосклоне загорелись молодые звезды.
Наталия Клибанова дополнила коллегу, отметив, что это касается не только актеров – кинопроизводственный «цех» пополняется новыми кадрами, состоящими из выпускников киношкол, которые в последнее время ведут активную и продуктивную деятельность. Благодаря этому отрасли постепенно удается решить проблему нехватки специалистов, которая, однако, остается острой в условиях стремительно меняющегося рынка и битвой за зрителя.
«Уровень контента российских производителей значительно вырос за последние 2-3 года и стал интересным для международных дистрибьюторов. Также выросли амбиции российских продюсеров, которые накопили определенный опыт: теперь они хотят других режиссеров, других актеров. Это помогает вливанию в индустрию новых людей», – пояснила представитель «Амедиа Продакшн».
Антон Калинкин обратил внимание участников встречи на то, что изменился подход производителей контента к его созданию.
«За последнее время произошла важная вещь – мы начали потреблять собственный контент. Раньше мы снимали "для народа", а теперь сами смотрим свои работы, то есть являемся производителями и потребителями контента одновременно», – отметил продюсер.
Однако, по его мнению, это не отменяет того, что слияние профессионального и непрофессионального контента неизбежно.
«Непрофессиональный контент резко вышел на рынок профессионального контента, по аналогии с музыкальным рынком. Нет больше авторитетов, есть лишь желание снимать и технологии, доступные каждому. Потребительский контент начинает врываться в большое кинопространство – это произойдет в ближайшие годы», – уверен Антон Арнольдович.
Тем самым спикеры затронули проблему восприятия контента современными пользователями. Глава Ассоциации производителей web-контента отметил, что современные цифровые экосистемы стремятся к тому, чтобы максимально завладеть вниманием человека, предлагая ему разнообразные сервисы – чтобы ему было не скучно находиться в одиночестве как можно дольше.
«Задача экосистемы – разобщить нас. Это формулировка цифрового геноцида, с точки зрения больших корпораций. И в качестве противопоставления у людей растет потребность в художественном продукте. Это и есть противовес тому цифровому одиночеству, в который нас так старательно погружают», – пояснил Антон Калинкин.
Дмитрий Табарчук выразил солидарность с коллегой, дополнив, что такая тенденция характерна не только для кино, но и других видов массовых зрелищ.
«У молодежи нет потребности в общности. Это видно даже по спорту. Обратите внимание – уходят командные виды спорта, зрители с большим интересом наблюдают за личностями», – отметил продюсер и выразил уверенность в том, что предыдущие поколения испытывали гораздо более широкую палитру эмоций благодаря книгам и живому общению.
«Цифра уничтожает эмоции», – подчеркнул Дмитрий Александрович.