На бизнес-площадке 43 ММКФ молодые кинематографисты поделились опытом участия в зарубежных индустриальных программах
22 апреля в фестивальном центре «Октябрь» в рамках бизнес-площадки 43-го Московского международного кинофестиваля и деловой программы Московского молодежного кинофорума состоялся Open talk «Зарубежные площадки. Российский опыт». Второй год подряд серия Opentalk является одним из важных и значимых событий мероприятия. Спикерами встречи выступили: участница Torino film lab Елена Бродач, участник Berlinale Talents Егор Одинцов, участница программы EAVE и EAVE on DEMAND in Russia Екатерина Михайлова, руководитель международного департамента РОСКИНО Анна Рясик и организатор Недели российского кино в Индии, кинорежиссер Алам Сарфараз. Модератором мероприятия выступила креативный продюсер «1-2-3 продакшн» Анна Гудкова.

Ключевыми темами для обсуждения стали вопросы копродукции, международного сотрудничества и взаимодействия молодых российских кинематографистов с зарубежными площадками. Особое внимание на встрече уделялось зарубежным тренинговым программам и тем перспективам, которые в дальнейшем открываются для каждого российского участника. По мнению Анны Гудковой, противопоставления между нашим контентом и мировыми образцами уже не существует: «Российские фильмы и сериалы давно заняли свое место на мировых кинорынках, различных платформах и принимают активное участие в зарубежных кинофестивалях».

Елена Бродач рассказала о программе Torino film lab и своем опыте участия в кинолаборатории: «Лаборатория проходила в несколько этапов. Отобрано было всего 16 участников, которых разделили на 4 группы. У каждого из них есть свой тьютор, с которым в дальнейшем происходит индивидуальная сессия. За неделю до начала работы лаборатории присылают заявки других участников – их нужно подробно изучить и на первой совместной встрече рассказать о своих впечатлениях. Безусловно, это колоссальный опыт, потому что на протяжении всего времени каждый из нас получает фидбэк от других людей. Также проводятся кофе-брейки, где вы встречаетесь с участниками других групп. Надо сказать, что такое международное взаимодействие ведет к пониманию, в какой степени универсальна твоя история, требует ли она комментария, уточнения. Ведь восприятие твоего материала разворачивается совершенно под разными углами. На мой взгляд, выработка общей платформы и общего языка, понимание того, что тебя отличает от международной толпы – очень важно. Такой навык можно получить только в тренинговой лаборатории. Это был мой первый опыт международного тренинга, и взгляд со стороны других участников помог мне увидеть свои недостатки».
Участник программы Berlinale Talents Егор Одинцов в этом году проходил обучение в онлайн-формате: «Здесь стираются рамки между возрастной и гендерной идентификацией. Я принимал участие в качестве продюсера и, конечно, здесь основной акцент делался на нетворкинг, чтобы показать свои возможности. Большинство продюсеров принимали участие в программе без проектов, и я в том числе. Здесь я увидел совершенно новое поколение молодых европейских продюсеров, c которыми легко можно делать любую копродукцию. Я принимал участие во всех питчингах и хочу отметить, что почти все авторы начинали с того, какое они имеют отношение к теме создаваемого проекта. В независимом авторском фестивальном кино определенно есть свои тенденции, и я считаю очень важно их понимать. Задача независимого кино – открывать новые имена».

Участница программы EAVE и EAVE on DEMAND in Russia Екатерина Михайлова подробно рассказала, почему выбрала для себя именно эту программу: «Я сейчас прохожу годовую программу EAVE, которая существует уже почти 30 лет. Это глобальная европейская ассоциация с программами тренингов и специальными обучающими курсами. В прошлом году была организована программа EAVE on DEMAND, в которую попали всего 7 участников, и каждый из них представлял свой проект. Годичная программа разбита на несколько этапов. Участники едут в три страны, происходит активное международное взаимодействие. Помимо тимбилдинга и нетворкинга проводятся важные сессии со специалистами по сценарию, девелопменту, финансам, копродукции, зарубежным рынкам и дистрибуции. На данном этапе я прошла недельную сессию – каждый день по 9 часов. Мы начали с рассмотрения проектов каждого из участников, и все заявки и сценарии читали только на английском языке. Стоит отметить, что все проекты разбираются детально – участник получает консультации по сценарию, как собрать финансовый план, где найти ресурсы и к кому обратиться по поводу дистрибуции. Далеко не все участники программы были со своими проектами, но абсолютно каждый давал свой фидбэк. Я выбрала именно EAVE, потому что хотела увидеть совершенно разные подходы и разные проекты».

Руководитель международного департамента РОСКИНО Анна Рясик: «Мы являемся государственной организацией, которая занимается продвижением и представлением не только кино, но и всей российской аудиовизуальной индустрии за рубежом. Много лет мы работали в B2B сегменте, работали с кинорынками. Почему именно EAVE? Дело в том, что мы обсуждали планы по образовательному проекту со многими международными ассоциациями, и EAVE с ее опытом и формулой была принята нами единогласно. Эта ассоциация работает много лет, занимается крупными обучающими программами для каждой страны. Одна из ее важнейших функций – создание общей международной нетворкинговой платформы, чтобы у продюсеров после обучения была возможность работать совместно. Ключевыми результативными показателями являются те проекты, которые получили призы на различных кинофестивалях. Также есть спрос среди работающих продюсеров с российским опытом развиваться в копродукционном направлении, получать дополнительные знания. В прошлом году у нас было более 90 заявок на копродукцию. В ноябре состоялась первая программа EAVE on DEMAND in Russia, где было отобрано семь российских продюсерских проектов. В будущем мы хотели бы субсидировать участие талантливых продюсеров, поэтому для нас было важно собрать вместе российских участников. Обучение включает в себя и групповую работу, и открытые лекции, и индивидуальные консультации по юридическим аспектам, по сценарному коучингу. Все семь участников программы попали в копродукционный рынок Berlinale. Нам очень понравился этот формат и мы хотим его развивать. Важно отметить, что при подаче заявки на EAVE необходимо знать английский язык. Мы хотим предоставлять новым талантам возможность международной интеграции».

Также в рамках мероприятия была представлена программа Global Russians – ежегодный альманах российских короткометражных фильмов от компании РОСКИНО.

Индийский кинорежиссер Алам Сарфараз рассказал о том, что индийский рынок всегда открыт для талантливых кинематографистов из России: «У меня есть проект для русских в Индии. Я создал отдельную компанию для стажировки российских кинематографистов, которые в дальнейшем хотят работать в болливудских проектах. У нас будет организована специальная программа, в рамках которой мы отберем 10 молодых ребят и отвезем их в индийские деревни, чтобы они могли написать сценарии. Очень важен взгляд со стороны на наши проблемы. Я планирую создать международную команду и в сентябре запуститься с первым проектом».

Полную запись мероприятия можно посмотреть здесь:

Серия мероприятий с ключевыми представителями российского и зарубежного кинематографа проходит 22-25 апреля на базе бизнес-площадки 43-го ММКФ и Московского молодежного кинофорума-2021, одного из этапов Всероссийского молодежного кинофорума.

Ключевым событием площадки станет Московский питчинг дебютантов с общим призовым фондом 6 млн рублей. Для участия в питчинге было подано 749 проектов, из которых отборщики выбрали 42 в категориях «Полнометражное игровое кино», «Короткометражное игровое кино», «Документальное кино», «Телесериалы», «Веб-сериалы» и «Work-in-progress». В каждой из категорий будет вручен денежный приз в размере 1 млн рублей, а также подарки от партнеров и экспертов.

Всероссийский молодежный кинофорум организован Союзом кинематографистов России и его Молодежным центром на базе «Всероссийского питчинга дебютантов» (проводится с 2013-го года – вошел в ТОП-100 проектов «Фонда президентских грантов»).